Частные детективы Украины

В украинскую народную раду депутатом Володимиром Романовичем Мойсиком был представлен законопроект «О частной детективной деятельности». Володимир Романович - член фракции блока "Наша Украина - Народная самооборона", член Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, председатель подкомитета по вопросам совершенствования законодательства об административных правонарушениях и криминального и криминально-процессуального законодательства (с 01.2008). Однако представленный проект – это его законотворческая работа подобного масштаба. Очевидно, что существенное влияние при его создании оказал российский закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», однако есть и существенные различия.

Основное отличие законов двух стран

Прежде всего, это категория предпринимателей, деятельность которой регулируют данные законодательные акты. Объединение частных детективов и охранных предприятий в российском законе не случайно – большинство детективных агентств предлагают и охранные услуги, зачастую эти два вида деятельности бывает трудно разграничить. Многие статьи российского закона адресованы одновременно и частным детективам, и охранным предприятиям, а узконаправленный украинский закон, несомненно, окажется менее удобен на практике.

Явное сходство общих положений законов

Несомненно, схожи общие положения российского и украинского законодательства, касающиеся определения частной детективной деятельности – частной детективной деятельностью могут заниматься как индивидуальные предприниматели, так и организации, а услуги по обеспечению и защите законных прав и интересов оказываются как юридическим, так и частным лицам. В обоих законах четко оговаривается. Что  частный детектив не вправе осуществлять какие-либо действия, относящиеся к сфере компетенции правоохранительных органов. Однако в российском законодательстве оговаривается, что лицензирование детективной деятельности осуществляется правоохранительными органами, в то время как на Украине эти функции должны будут осуществляться уполномоченным подразделением министерства внутренних дел. Трудно заранее предугадать, насколько бюрократизированным окажется это уполномоченное подразделение. Однако, в отличие от российских детективов, их украинские коллеги будут получать лицензию не на 5, а на 10 лет, а значит, число бюрократических процедур сокращается ровно вдвое.

О детективной практике и правах человека

Украинское законодательство более детально описывает деятельность частного детектива, как физического лица, в отличие от российского законодательства, где одни и те же нормы распространяются и на агентство и на индивидуального предпринимателя. Украинский законопроект предоставляет частным детективам право заниматься детективной деятельностью в качестве физического лица, быть сотрудником детективного агентства, иметь помощников и пользоваться личными бланками и печатями и удостоверениями. Трудно сказать, чем вызвано это уточнение в адрес индивидуальных предпринимателей; по большому счету, данные возможности ничем не отличаются не только от тех, что предоставляются юридической организации, например, детективному агентству, но и вообще любому индивидуальному предпринимателю или организации.

Различается и описание деятельности частных детективов и детективных агентств. В украинском законодательстве существует достаточно неопределенный пункт «определение биографических и других данных, характеризующих гражданина». Не вполне ясно, что именно подразумевается под этим пунктом, и насколько он согласуется с неприкосновенностью частной жизни граждан. В российском законодательстве четко оговаривается, что сведения о личной жизни граждан выясняются при заключении ими трудовых и иных договоров с их письменного согласия. Зато в украинском законодательстве отсутствует такой принципиально важный вид деятельности, как «сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса». С одной стороны, разумеется, в украинском законопроекте нет и прямого запрета на подобную деятельность. Но с другой стороны, отсутствие упоминания о возможности участия детектива в судебном процессе может двояко трактоваться правоохранительными органами, которые могут препятствовать частному расследованию уголовных и гражданских дел. Услуги частного детектива прописаны менее четко. Более явно прописанные взаимоотношения частных детективов и правоохранительных органов являются несомненным достоинством российского закона.

Сравнение ограничений

Что касается ограничений, накладываемых на частных детективов, то украинский законопроект едва ли выглядит мягче, чем российский после принятия федерального закона №272-ФЗ. Тот же запрет на нарушении прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и оказании сыскных услуг с использованием запрещенных к применению технических средств. Если вспомнить о недавних дискуссиях, связанных с внесением изменений в закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», можно сделать вывод о том, что он отнюдь не радикален, и наложение подобных ограничений на деятельность частных детективов – это общемировая практика.

Положительные моменты украинского закона

Что же положительного можно отметить в украинском законопроекте? На мой взгляд, это отсутствующая в российском законодательстве норма, охраняющая личную жизнь, честь и достоинства человека, ставшего объектом детективного расследования. С другой стороны, эта часть статьи 17 выглядит явно «сырой», поскольку выяснение биографических фактов по заказу физических и юридических лиц является неотъемлемой частью детективного расследования. Не совсем понятно, как подобную деятельность можно согласовать с «ответственностью по закону… за передачу и разглашение сведений, которые касаются личной жизни, чести и достоинства человека». В принципе понятна и похвальна попытка украинских законодателей оградить граждан от возможной недобросовестности, и даже «узаконенного шантажа» со стороны частных детективов, однако этот пункт, несомненно, требует дальнейшей проработки.

В целом, не может не радовать, что деятельность и российских, и украинских сыщиков становится более легитимной.

P.S. Когда данный материал уже был готов к публикации, поступила информация из Украины, что парламент республики отказался узаконить частных детективов.

За соответствующий проект закона N2120 проголосовали 220 народных депутатов из 226 необходимых. За то, чтобы отправить документ на повторное первое чтение, проголосовал 221 парламентарий.

Проектом предлагалось определить правовой статус субъектов частной детективной деятельности, установить процедуру получения лицензий и свидетельств на право осуществления частной детективной деятельности и разрешений на регистрацию детективных агентств. Предлагалось регламентировать вопросы деятельности частных детективов и детективных агентств, а также определить государственный контроль над такой деятельностью.

Как было указано в пояснительной записке к законопроекту, на сегодня в Украине такой вид деятельности официально не признан и не прописан, хотя фактически частной детективной деятельностью занимаются не только физические, но и юридические лица.

 



Особенности закона РФ О частной детективной и охранной деятельности
Прежде чем набирать телефонный номер детективного агентства, подумайте, сумеют ли его сотрудники выполнить ваш заказ (часто клиенты имеют весьма туманное представление о возможностях частных сыщиков).

Нейтрализация участников террористического бандподполья
Сегодняшние законы РФ очень мягкие и гуманные. В части доказательства обвинений в принадлежности к бандформированиям и в терроризме выдвигаются громадные требования, поэтому в этом плане работа нами проводится скрупулезная: обязательно должны быть показания прямых и косвенных свидетелей, самих преступников, проверяющиеся на очных ставках…


 
бронированный автомобиль
 
бронированный автомобиль
 
кредитные бюро
 
пучок прав собственности